Дипфейки — это не просто технологическая новинка, а реальная угроза, с которой нам всем необходимо бороться, создавая безопасное и защищенное цифровое пространство для всех. В этой статье руководитель отдела системного администрирования Константин Ильиных расскажет, какие существуют мошеннические схемы, связанные с дипфейками, и как можно от них защитить себя и близких.
Лучше потратить время, чем деньги
С развитием ИИ появилось множество программ, которые помогут мошенникам подделать и голос, и создать фальшивые видеопортреты. Так, в телеграмме могут прислать и несуществующее сообщение в формате “кружочка” и обмануть пользователей. Если вам поступает звонок с любого мессенджера или социальной сети — не доверяйте и перепроверяйте. Перезванивайте человеку, приходите обсудить вопрос лично и выяснять цели перевода, если с вас просит деньги руководитель или коллега, родственники или друзья.
Важно объяснять каждой уязвимой категории граждан о возможных угрозах и постоянно проводить с ними беседы, рассказывая о конкретных примерах атак, чтобы повысить уровень осведомленности и помочь защититься от обмана.
Помните: все, что кажется подозрительным или выходит за рамки обычного, должно вызывать осторожность. Проверяйте тех, кто с вами связывается по вопросу перевода денег, даже если знакомые люди выглядят вполне правдоподобно. Лучше потратить время на подтверждение информации, связавшись с человеком альтернативным способом, чем столкнуться с последствиями мошенничества.
Цель на страх
В последнее время наблюдается рост преступлений, связанных не только с телефонными мошенниками, но и с киберпреступностью. В большинстве случаев злоумышленники выманивают деньги, используя социальные сети. Ранее телефонные мошенники были более распространены, и их схемы часто были непредсказуемыми. Например, они могли звонить родителям, узнавать имя ребенка и затем через социальные сети пытались убедить родителей перевести деньги, создавая ложные ситуации — рассказывая об аварии или уголовном деле. На самом деле, никаких правовых последствий не существовало, а дети оставались в безопасности. Однако родители или другие родственники, поддавшись панике, переводили деньги мошенникам.
Сейчас пожилых людей обманывают различными способами. Один из распространённых видов мошеннических схем: пенсионеры получают сообщения с уведомлениями о просроченных кредитах, которых на самом деле нет. Вскоре после этого следует звонок, сделанный с фальшивого номера, который якобы принадлежит банку. Часто жертвами таких мошеннических схем оказываются люди, недавно вышедшие на пенсию.
Пример №1
Сотрудник компании Х только вышел на пенсию и проживает за городом. С ним связывается мошенник, представляющийся руководителем компании, и сообщает, что в отношении организации идет проверка. В ходе длительной переписки мошенник использует психологические приемы и манипуляции, чтобы убедить человека отправить деньги своему «коллеге» в качестве взятки, чтобы избежать проверки. Если у пенсионера нет достаточных средств, мошенники могут настоятельно просить его взять кредит для решения возникшей проблемы. Сотрудник едет за ~200 км в банк, оформляет кредит(ы), возвращается домой и только потом узнает, что его обманули.
Пример №2
Одиноким пенсионерам звонят мошенники и предлагают скооперироваться для общего проживания. Если мы представим, что написали бабушке, то пишет обязательно бывший военный с «медалями» и «орденами», готовый к общению и совместной жизни, но есть нюанс добродушный старик живут за границей и чтобы приехать в Россию нужна большая сумма, чтобы покрыть переезд и транспортировку вещей.
Дети чаще всего попадают под влияние видеороликов о легком заработке и инвестициях. Они переходят по фейковым ссылкам и переводят деньги на счета в приложениях. Со временем такие сайты перестают отвечать и функционировать.
Нулевое доверие
Принципы воздействия на людей — это страх и жадность, а для людей среднего возраста также может иметь значение любовь. Страх воздействует на человека через его опасения, например, о том, что его ребенок попал в аварию. Жадность проявляется в обещаниях быстрого заработка, если выполнить определенные условия. Любовь может быть использована в знакомствах в интернете с целью выманивания денег.
В своей личной практике я провожу беседы с каждой из групп в своей семье. Например, с ребенком привожу примеры, отправляю скриншоты переписок с мошенниками, показываю, как они могут писать. Информирую о новых видах мошенничества. Общаясь с пожилыми родителями, я провожу аналогии и объясняю основы безопасности, такие как «не отвечать на незнакомые номера» и «поддерживать нулевое доверие» к сотрудникам банков.
Для всех групп граждан есть единый совет: при подозрительных звонках лучше всего положить трубку и обратиться в банк для выяснения ситуации или позвонить на номер горячей линии банка, если звонят действительно из него. Если звонок поступает от государственных органов, таких как полиция, ФСБ или прокуратура, то на официальных сайтах этих ведомств можно найти номер телефона дежурного сотрудника. С помощью этого номера всегда можно связаться и запросить подтверждение или опровержение полученной информации. Такой подход является разумным и безопасным для взрослого человека.
Константин Ильиных, руководитель отдела системного администрирования IT-компании Simpl